МБДОУ Боханский детский сад №1

Аналитическая записка

Аналитическая записка

«Активные формы работы методической службы с педагогическими кадрами

МБДОУ «Боханский детский сад №1» в условиях реализации ФГОС»

 

В условиях модернизации образования существенно выросла значимость и роль  методической службы в системе непрерывного образования педагогических кадров. 

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» внесли свои коррективы в процесс обновления.

В связи с новыми требованиями в МБДОУ «Боханский детский сад №1» прошел процесс обновления и совершенствования не только содержания образовательного процесса но и методической службы.

Приоритетными задачами  управленческой деятельности стало:

· обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ;

· содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической и инновационной деятельности.

Теоретический анализ подходов к построению модели методической службы  по развитию кадрового  потенциала педагогов в образовательном процессе создан на основе мониторинговых исследований: «Потребность педагогов в повышении уровня практических знаний в условиях реализации ФГОС», диагностики образовательного ценза, анализа профессиональной подготовки, диагностики  «Инновационного потенциала педагога».

  В результате выявились уровни педагогической компетентности, педагоги готовы к освоению инноваций, но слабо представляют, что и как надо делать (приложение 1).

 Вместе с тем были выявлены  проблемы:

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения  ФГОС.

2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий.

3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Учитывая данные мониторинговых исследований была разработана новая модель методической  службы «Управление инновационной деятельностью ДОУ»,  в соответствие с социальным заказом, отличительным характером которой является гибкость, динамичность, способность адекватного реагирования.

Успехи МБДОУ складываются из достижений каждого педагога, поэтому задачи были  направлены на: профессиональное развитие; повышение статуса  педагога; решение профессиональных и личных проблем самореализации.

Для  реализации государственной политики в области образования: вовлечению сотрудников, родителей в решение управленческих задач, разработке и  внедрению в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ  были созданы проектные группы:

· «Разработчики»,  в функции  которой входит  разработка модели планирования в условиях ФГОС к реализации основной образовательной программы.  Введено  электронное планирование, разработаны картотеки режимных моментов, прогулок, игр.

·  «Информационная» -  разработка и реализация  проекта «Самообразование, как основа качества педагогического процесса» (2015-2018у/г.). Организованы: выставка новинок методической литературы, конкурсы « На лучшее планирование  по самообразованию», «Лучшая  картотека», взаимопосещение  мероприятий в соответствии с  методической темой, пополнение  электронной библиотеки ДОУ видеофильмами проведенных  открытых мероприятиях. В 2018году итогом проекта стало методобъединение по теме: «Профессиональное совершенствование и развитие творчества педагогического коллектива через обобщение опыта работы на различных уровнях» участники методобъединения представили мастер-классы, публичные лекции,  рейтинговую шкалу участия в конкурсах.

· Проектная  группа «Наставничество» ( для молодых воспитателей) –разработала проект  «Молодой педагог - творческий педагог», срок реализации 3 года. Итоговым  мероприятием  стал конкурс «Звездопад молодых талантов 2018». Из пяти начинающих  воспитателей  -  аттестован на 1 квалификационную категорию -1чел., 1 педагог занял 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года - 2016».

· Проектная группа «Мониторинговая» – разработка карт для стимулирующих выплат,  

В  дошкольном учреждении создана  экспертная группа. В состав входят педагоги – профессионалы с большим опытом работы, которые могут поделиться своими знаниями, профессиональными умениям и навыками с коллегами, дать им соответствующие рекомендации по результатам контроля, внести предложения по коррекции методической работы, профессиональной деятельности педагогов. Так, например, проводилась  экспертиза методических разработок, комплектов к ООП ДОУ, презентационного материала «Моя малая родина - Бохан», «Маленький патриот своей страны», «Профессии моего села»,  «Традиции бурятского народа». «  Современные подходы к моделированию игрового развивающего пространства»; «Лучшее недельное планирование в соответствии с ФГОС»; конкурс инновационного проекта «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника», конкурс  «Лучшая медиатека», куда вошли  электронные наглядные пособия,  презентации, конспекты  организованной образовательной  деятельности; конкурс  «Современный воспитатель – какой он?» его целью являлось повышение престижа и социального статуса воспитателя,  поддержка педагогов, работающих  в инновационном режиме, конкурс видеороликов: «Виртуальная экскурсия «Один день из жизни группы: организация образовательной деятельности с детьми – ФГОС ДО». Результаты деятельности экспертной группы транслируются  на педагогических советах, методических объединениях.

В современных условиях образовательная деятельность  с дошкольниками строится на индивидуальном  подходе. Способности ребенка изучаются через детское портфолио.  Для  повышения качества  в данном направлении был организован конкурс « Лучшее  портфолио дошкольника, как инновационной технологии в образовательном процессе», целью которого являлось  повышение качества индивидуальной  работы.  Проведена тематическая  проверка: «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации основной образовательной программы: индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальная работа с детьми»;  представлен опыт работы на педагогическом совете  через видеоролики по теме «Разнообразные формы и методы  в индивидуальном развитии дошкольника в контексте ФГОС». Родители детей инвалидов вместе с педагогами и воспитателем участвуют в разработке индивидуального маршрута, в соответствии с ИПРА.

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность. В течении 3 лет мы работаем в инновационном режиме в условиях региональной площадки по программе «Ребенок в мире сельскохозяйственных профессий»: разработано более 40 методических разработок,  диагностических методик, авторских пособий, изготовленных своими руками. В инновации через проектную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса, прошли конкурсы, открытые просмотры, экскурсии, адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ к ООП ДОУ по теме «Профессии села».

ФГОС ДО  нацеливает нас  на активное взаимодействие с родителями, вовлечение их  в образовательное пространство, максимальное  использование родительского потенциала.  Проведенное анкетирование «Социальный портрет семьи» показало, что в дошкольном учреждении родители имеют высокий образовательный статус: 104 чел. – высшее образование, 198 – среднее специальное образование, поэтому им уже неинтересны традиционные формы. Совместная деятельность проводится по всем направлениям развития ребенка : речевом, социально-коммуникативном, познавательном,  художественно-эстетическом, физическом.  Главная цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты. Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все  родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Для того, чтобы сделать работу с родителями наиболее продуктивной, мы  стараемся разнообразить взаимодействие интересными интерактивными формами,  организуем совместную с родителями продуктивную и творческую деятельность:  это создание  ярких видеороликов, родители ведут съемки мероприятий, а воспитатели создают видеоролики, так прошли  конкурсы профессионального мастерства «Виртуальная экскурсия», «Один день из жизни группы», «Развитие детской инициативы в процессе  игровой деятельности». Еще одна активная  форма работы - представление семейного опыта  через  презентации по  темам: «Здоровый ребенок», «Как провели летние каникулы», «Традиции моей семьи».

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить наиболее эффективные:  «Звездочки эстрады», детская  познавательная интеллектуальная конференция «Планета Знаний», мастер – класс – передача родителями своего опыта:  «Лэпбук, как эффективная форма  речевого развития ребенка в семье». Просмотр видеофильмов и видеороликов, знакомящих  родителей воспитанников  с реализацией основной образовательной программы ДОУ в контексте ФГОС. Ежегодно перед родителями на родительских собраниях выступают специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования, проводят мастер-классы,  практикумы, консультации. Проведенное анкетирование «Удовлетворенность работой дошкольного учреждения» показало, что 94% родителей удовлетворены образовательной работой в ДОУ.

На протяжении многих лет наш детский сад сотрудничает с  Боханским педагогическим колледжем через активную и пассивную практику студентов: открытые просмотры режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, совместные семинары. Сетевое взаимодействие в условиях региональной площадки «Разработка и апробация региональной модели научно – методического, организационно –педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи» 

В рамках преемственности с МБОУ «Боханская  СОШ №1» проводятся открытые просмотры, педагогические советы, семинары, выступление детей с концертами, конкурсы «Веселые старты», «Полет в космос», театрализованные представления.

На базе нашего  дошкольного учреждения Домом детского творчества организован кружок «Мастерилка» для детей старшего дошкольного возраста. Продукты деятельности кружка оформляются  тематическими  выставками.

К услугам  одаренных детей работает музыкально-театральная студия «Сказка», воспитанники студии  выступают с концертами  на праздничных утренниках в ДОУ, перед учащимися школы, на общих родительских собраниях.

Наши воспитанники - дипломанты муниципальных конкурсов «Юный чтец», «Юный исследователь», областного конкурса «Полицейский дядя Степа»,  международного  музыкального конкурса  «Рассударики», «Спорт –это здорово»! «Ты гений» «Планета творчества».

Результатом продуманных активных форм  работы явилось участие педагогов в муниципальных конкурсах - 87%,  в международных конкурсах и всероссийских конкурсах профессионального мастерства - 52%. Наши педагоги участвуют в мероприятиях  на различных уровнях: муниципальный этап  «Воспитатель года»  2016г. году , 2018 г.  занимали призовые 1 и 2  места, в 2017 году педагог дополнительного образования по обучению детей  бурятскому языку участвовала во Всероссийском мастер-классе, где был вручен кубок и она стала победителем в номинации «Активное развитие родного языка». Педагог дополнительного образования  заняла 1 место в  окружном конкурсе «Лучший  педагог родного языка», 2015г.

 Возрос образовательный ценз  педагогов, если в 2015-2016 у/году было с высшим образованием 7 человек (35%), то в 2017-2018 у/г  стало 16 чел.(80%). Возросла категорийность  педагогических кадров – 17 педагогов (85%)  с высшей и  1 квалификационной категорией, в сравнении с 2015-2016 у/г   13 педагогов с 1 квалификационной  категорией, высшей нет.

Прошли профессиональную переподготовку 5 воспитателей,  курсовую подготовку в соответствии с ФГОС  все педагогические работники.

Таким образом, выбранная модель методической службы позволяет обеспечивать рост профессионального мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне  образовательный  процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

12 марта 2018 в 05:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.